Самсонова Елена Васильевна

Использование LEGO-конструирования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

 Использование LEGO-конструирования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

(подготовила: воспитатель Самсонова Е.В.)

Закон «Об образовании в РФ», федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы и «Стратегия развития воспитания до 2025 года» установили новые целевые ориентиры развития системы образования в РФ: создание механизма её устойчивого развития, обеспечение соответствия вызовам XXI века, требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

В нашем детском саду мы внедряем инновационные технологии, в частности, STEM-технологии. Если расшифровать данную аббревиатуру, то получится следующее: S — science, T — technology, E — engineering, M — mathematics: естественные науки, технология, инженерное искусство, математика.

Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном их решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования: развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество детей дошкольного возраста.

Остановимся на образовательном модуле «LEGO-конструирование».

О значении конструирования в развитии дошкольников говорили многие отечественные педагоги и психологи (Н. Н. Поддьяков, А. Н. Давидчук, 3. В. Лиштван, Л. А. Парамонова, Л. В. Куцакова и др.).

Поддьяков Н. Н. утверждает, что конструкторская деятельность играет существенную роль в умственном развитии ребёнка. В процессе конструктивной деятельности ребёнок создаёт определённую, заранее заданную воспитателем модель предмета из готовых деталей. В этом процессе он воплощает свои представления об окружающих предметах в реальной модели этих предметов. Конструируя, ребёнок уточняет свои представления, глубже и полнее познаёт такие пространственные свойства предметов, как форма, величина, конструкция и т. д.

В конструировании дети практически действуют с реальными предметами. Но эта деятельность существенно отличается от предметного манипулирования на более ранних этапах детства. В конструкторской деятельности отдельные действия ребёнка подчинены основной цели — сделать заранее задуманный предмет.

Одними из самых востребованных в мире современных конструкторов, органично сочетающих в себе игру и конструирование, являются конструкторы LEGO.

Основой наборов LEGO является кирпичик — деталь, представляющая собой полый пластмассовый блок, соединяющийся с другими такими же кирпичиками на шипах. Существуют наборы, в которые входят электродвигатели, различного рода датчики и даже микроконтроллеры. Наборы позволяют собирать модели автомобилей, самолётов, кораблей, зданий, роботов.

LEGO воплощает идею модульности, наглядно демонстрирующую детям то, как можно решать некоторые технические проблемы, а также формирует навыки сборки, ремонта и разборки техники.

Кроме традиционных кирпичиков LEGO и строительных плат, играющих роль основания для конструкции, включают в себя тематические декорации, миниатюрные фигурки людей, животных, растений и другие атрибуты для полноценной игры. Это даёт детям возможность с максимальной правдоподобностью воспроизводить самые разные объекты: дома, замки, больницы, фермы, железную дорогу, пожарную часть, зоопарк. Юные конструкторы вместе со взрослыми разыгрывают интересные сюжеты, как сказочные, так и вполне жизненные.

Наборы для старших дошкольников уникальны тем, что позволяют получить базовые представления о современной науке и технике. В них можно найти балки, болты, оси, шестерёнки, рычаги. Важно, что ребёнок не просто собирает разного рода технику (самолёты, экскаваторы, корабли), но и знакомится в игровой форме с базовыми принципами механики и особенностями работы простейших механизмов.

 Конструкторы LEGO в силу своей специфики одинаково интересны и детям, и взрослым, что соответствует принципам сотрудничества детей и взрослых, в том числе и родителей воспитанников. Данная позиция позволяет организовать ряд семейных проектов на базе конструкторов LEGO и является одним из вариантов взаимодействия с семьями воспитанников с целью оптимизации их развития.

LEGO в основу работы с конструкторами закладывает метод познавательного и художественного поиска, что соответствует алгоритму организации проектной деятельности.

LEGO, являясь средством индивидуального интеллектуального и творческого развития, тем не менее является мощным средством коммуникации, так как предполагает не только обсуждение и сравнение индивидуально созданных моделей, но и совместного их усовершенствования и преобразования для последующей игры или в соответствии с заданными условиями. Для этого необходимо договариваться, учитывать мнения партнеров по игре и считаться с ним, в прогностическом варианте и реальном времени продумывать сюжет, создавать дополнительные «гаджеты» для его реализации.

LEGO-конструирование позволяет наиболее полно раскрыть творческий потенциал обучающегося, дает возможность в игровой форме приобретать технические знания и основы инженерии. Конструкторская и познавательная деятельность ребенка в процессе проведения игрового занятия, его вовлечение в технический процесс направлены не только на формирование интеллектуальных способностей, но и на развитие личностных качеств, творческого мышления.

Использование конструктора LEGO значительно повышает мотивацию ребенка к обучению, так как при этом дети могут задействовать практически весь свой багаж знаний из самых различных областей, а полету фантазии границ вообще не существует!

Многообразие наборов LEGO дает возможность проводить занятия с обучающимися разного возраста и по самым разнообразным направлениям. Ребята с большим удовольствием посещают занятия, принимают участие в различных творческих конкурсах по LEGO-конструированию.

Конструирование, как таковое, самым тесным образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В творческом процессе конструирования совершенствуется острота зрения и точность восприятия цветовой гаммы, развивается мелкая моторика рук, ребенок учится сопоставлять предметы, соизмерять их геометрические параметры, учится решать конструктивные задачи, развивает пространственное мышление. При этом особое внимание со стороны педагога должно уделяться развитию логического мышления. Воспитанники учатся работать с предложенными педагогом заданиями, инструкциями. В творческой групповой работе формируется умение сотрудничать с партнерами, выполнять коллективную работу, быть частью команды, что немаловажно для процесса социализации ребенка.

Подводя итог рассматриваемого вопроса, можно утверждать, что посредством STEM-технологий с использованием элементов LEGO-конструирования как нельзя лучше получают развитие творческие способности ребенка дошкольного возраста, наиболее полно раскрывается внутренний потенциал, закладываются предпосылки для формирования полноценной, всесторонне развитой личности, «человека будущего», способного стать частью современного общества.

2 февраля 2023 в 16:41

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.