Самсонова Елена Васильевна

Использование ТРИЗ – технологий в своей работе в ДОУ.

Использование ТРИЗ – технологий в своей работе в ДОУ.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения, в том числе и к дошкольному образованию.

Задача воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Проблема заключается в целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у детей.

ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность.

ТРИЗ – технологии использую практически во всех видах деятельности с детьми (в образовательной деятельности, в играх, режимных моментах). Для развития у детей изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления, поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи в своей работе в детском саду я использую приемы и методы ТРИЗ – технологии, такие как:

1. Метод «Мозговой штурм» (МШ). Это метод коллективного поиска оригинальных идей, решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Суть МШ – дать свободный выход мыслям из подсознания, создать условия расковывающие ребенка.

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.

Темами мозгового штурма могут быть:

      - как уберечь продукты от мышей;

      - как не намокнуть под дождем;

      - как мышам достать сыр из-под носа кота;

      - как выгнать лесу из зайкиной избушки;

      - как потушить пожар, если в доме нет воды;

      - как не дать медведю залезть на теремок и развалить его;

      - как оставить кусочек лета в зиму.

Правила мозгового штурма:

1)исключение всякой критики;

2) поощрение самых невероятных идей;

3) большое количество ответов, предложений;

4) чужие идеи можно улучшать.

Анализ каждой идеи идет по оценке «хорошо - плохо», т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свой кусочек лета в зиму; вылепить продукты, которые стали недоступны мышам и т.д.

 Предлагаю детям свои оригинальные варианты решения задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности.

2.  Метод каталога, который  позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Для работы понадобится любая детская книга с минимальным количеством иллюстраций. Воспитатель задаёт детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальцем в любое место на странице. Слова попадаются самые разные, никак не связанные между собой. Выбранные методом «тыка» слова связываются в историю, сказку. Педагог может преобразовывать одни части речи в другие. При составлении вопросов следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок:

· наличие положительного и отрицательного героев;

· зло, причинённое отрицательным героем;

· борьба положительного героя со злом; присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.

Помогаю детям, подсказываю варианты развития событий, поощрять удачные находки. 

3.  Метод фокальных объектов(МФО). Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Он позволяет найти идеи новых, оригинальных товаров широкого ассортимента: различных сувениров, игр. Изначально выбираем объект, с образом которого будем работать. Затем детям предлагаю назвать три любых объекта. Далее дети называют как можно больше свойств и качеств названных объектов. Названные свойства и качества приписываются к изначально выбранному объекту, дети объясняют, как это может выглядеть и при каких условиях такое бывает.

Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, формировать умение находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.

4. Метод «Синектика» (мышление по аналогии). Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, сначала учу детей определять свойства и признаки предметов, учу их сравнивать и классифицировать.

а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:

- изобрази будильник, который забыли выключить;

- покажи походку человека, которому жмут ботинки;

- изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;

- представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай «В лесу родилась елочка…», промяукай «Солнечный круг…» и т. д.;

б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;

в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость – возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь – это может быть человек, растение) и т. д.

4. Метод маленьких человечков (ММЧ). Данный метод направлен на то, что бы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ. Он помогает сформировать у детей диалектические представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы. А также развивает мышление детей, стимулирует любознательность и творчество. Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Детям становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении). С помощью МЧ мы рассматриваем условия перехода вещества (на примере воды) из одного агрегатного состояния в другое.

5. Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию ввожу в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот. Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Я не даю готовые знания, не раскрываю перед малышами истину, а учу ее находить. Если ребенок задает вопрос, не даю сразу готовый ответ. Наоборот, спрашиваю его, что он сам об этом думает. Приглашаю его к рассуждению. И наводящими вопросами подвожу к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда указываю противоречие. Тем самым ставя ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ.

7 апреля 2019 в 19:15

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.