Самсонова Елена Васильевна

"Картотека игр по ТРИЗ - технологии для детей дошкольного возраста"

"Картотека игр по ТРИЗ - технологии  для детей дошкольного возраста"

                                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель пособия:

 Воспитание творческой личности через формирование талантливого, диалектического мышления.

Задачи:

- формировать навык творческой, познавательной и практической деятельности у дошкольников;

- развивать творческие способности;

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях,  согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей,  обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач.

В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

 Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере раскрыть творческий потенциал ребенка. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен  идти от его природы. А также положение Л.С.Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ для дошкольников:

-  это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

-  это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер.

Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям  возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

Игра на формирование умения выделять функции объекта

Игра «Что умеет делать»

(проводится с середины 2 младшей группы)

Цель: на формирование умения выявлять функции объекта.

Правила игры:Ведущий называет объект. Объект можно показать или загадать с помощью игры  «Данетки» или загадки.

Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его

помощью.

Ход:

Ведущий:Что может слон?

Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.

Ведущий: Телевизор.

Дети: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.

Ведущий: Что может мяч?

Дети: прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.

Ведущий: Давайте пофантазируем. Наш мяч попал в сказку "Колобок". Как он может помочь Колобку?

Примечание: Можно перемещать объект в фантастические, нереальные ситуации и смотреть, какими дополнительными функциями обладает объект.

Базис личностной культуры.

Ведущий: Вежливый человек - это какой и что умеет делать?

Дети: Здороваться, вежливо провожать гостей, заботиться о больном человеке или о собаке, он может уступить место в автобусе или трамвае старушке, а еще сумку донести.

Ведущий: Еще  

Дети: Выручать из беды или трудного положения другого человека.

Ведущий: Что может растение?

Дети: Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться.

Ведущий: Что может слон?

Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.

Ведущий: Что может дождь?

Дети: Растворить лед.

Ведущий: Когда и почему?

Дети: Когда ярко светит солнце, тепло.

Ведущий: Что еще может лед?

Дети: Лед может расколоться, треснуть.

Ведущий: А какие полезные функции у льда?

Дети: Его нужно прикладывать к шишке (ушибу). Продукты хранятся в холодильнике, а там есть лед.

Ведущий: Что можно делать со льдом?

Дети: Можно раскрашивать, сделать разноцветные льдинки. Можно кататься по льду на коньках и просто на ногах. Льдинками можно украшать всякие снежные постройки.

Ведущий: Что может дождь?

Дети: Капать, литься как из ведра, создать лужи, поливать растения. Дождь делает воздух свежим, моет дороги, чтобы они были чистыми и красивыми. Дождь может моросить.

Игра на определение линии развития объекта

«Чем был – тем стал»

(проводится с начала средней группы)

Правила игры:Ведущий называет материал, а дети называют объекты

материального мира, в которых эти материалы присутствуют …

Ход:

При уточнении понятия относительности размера.

Ведущий: Это было маленьким, а стало большим.

Дети:Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем.

Ведущий: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево?

Дети: Домиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя.

Игры на определение линии развития объекта

«Раньше – позже»

(проводится со 2 младшей группы)

Правило игры:Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что

было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.

Ход:

Ведущий:посмотрите, какая медведя сделана берлога?

Дети:Большая, крепкая, добротная.

Ведущий:Она всегда была такой? Что с ней было раньше?

Дети: Ее не было, росли деревья.

Ведущий: Правильно, а еще раньше?

Дети: Росли маленькие ростки.

Ведущий: А еще раньше?

Дети:Семечки в земле.

Ведущий: А что будет с берлогой потом?

Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей.

Игра на выявление подсистемных связей

«Где живет?»

(проводится со 2 младшей группы)

Правила игры:Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней

группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой

природы (дети называют среду обитания живых объектов).

Ход:

Ведущий: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!

Ведущий: Где живет медведь?

Дети: В лесу, зоопарке.

Ведущий:А еще?

Дети:В мультиках, в книжках.

Ведущий: Где живет собака?

Дети:В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть

собаки, живущие на улице – бродячие.

Игра на объединение надсистемы и подсистемы объекта.

«Хорошо – плохо»

(проводится со 2 младшей группы)

Правила игры:Ведущим называется любой объект, явление, у которого

определяются положительные и отрицательные свойства.

Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо –

почему?» - идут по цепочке.

Ход:

Ведущий: Лиса – это хорошо. Почему?

Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.

Ведущий:Лиса – это плохо. Почему?

Дети:Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.

Игра на сравнение систем

«Теремок»

(проводится со средней группы)

Правила игры:детям раздаются различные предметные картинки. Один

ребенок выполняет роль едущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в

«Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его

предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми

словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»

Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в

теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок,

если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или видовой принадлежности.

Ход:

Похожести у объектов живого мира.

Дети:Тук-тук. Кто в теремочке живет?

Ведущий:Это я, лиса. А ты кто? Дети: А я волк, пусти меня к себе!

Ведущий:Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка.

Дети: И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы.

Туловище, голова, 2 уха, шерсть, мы относимся к природному миру, живой

природе. Мы живые, поэтому дышим и т.д.

Различия у объектов живого мира

Дети: Тук-тук. Я заяц. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!

Ведущий:Это я – белка. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой

отличаемся.

Дети:Заяц немного больше белки. У нас разный окрас (белка рыженькая, а

заяц – зимой белый, а летом – серый), у нас разное питание (белка питается

орешками, грибами сухими, а зайчик – травкой, корой деревьев, морковкой);

белка живет на дереве в дупле, а заяц бегает по земле.

Игра «Назови часть предмета»

(со 2 младшей группы)

Цель:учить «разбирать» любой объект на составляющие части.

Ход:

Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет):

- ДОМ.

Ребенок, поймав мяч  должен быстро назвать какую-то часть этого объекта:

- КРЫША (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал…)

Игра «Кем был раньше?»

(со средней группы)

Цель: учить называть прошлое предмета.

Ход:

Цыпленок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка гусеницей, хлеб (мукой), шкаф (доской), велосипед (железом), рубашка (тканью), ботинки (кожей), дом (кирпичиком), сильный (слабым).

Игра "Что будет если..?"

Цель: на развитие мышления, речи, гибкости ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром.

Правила игры: Эта игра построена на вопросах и ответах. "Что будет, если в ванну с водой упадет бумага, камень, жук?", "Что будет, если летом пойдет снег?".Вопросы могут быть разными - как житейские, так и фантазийные, например: "Что будет если, ты окажешься на Марсе?"

Ход:

Ведущий задает вопросы ребенку: "Что будет, если в ванну с водой упадет бумага?". Ребенок отвечает бумага намокнет, растает, поплывет и т.д.

Игра "На что похоже"

Цель:развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

Правила игры: ведущий - воспитатель, а в старшем возрасте - ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.

Примечание: Похожими объектами могут быть по следующим признакам: по назначению (по функциям), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Ход:

Ведущий: На что похож абажур?

Дети: На зонт, на Красную шапочку, на колокол, потому что он большой, на цаплю, потому что она стоит на одной ноге.

Ведущий: На что похожа улыбка?

Дети: На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду.

Ведущий: На что похож половник?

Дети: На ковш у экскаватора,  на созвездие "Большая медведица", на зонтик, на лопату, на микрофон, т.к. микрофон имеет две части: сам микрофон и ручку, а половник тоже состоит из ковша и ручки. Микрофон тоже может быть металлическим как и половник или в нем могут быть металлические части и так далее.

Неживая природа.

Ведущий: На что похож дождь?

Дети: На лейку, когда из лейки что-то поливают, на душ.

Ведущий: А душ какой бывает?

Дети: Холодный и теплый. И дождь летом  бывает теплым, а осенью холодным. А еще дождь похож на разбрызгиватель, который мама ставит на огороде и поливает ягоды и овощи.

Развитие речи.

(при расширении словарного запаса, обозначающих название предметов)

Ведущий: На что похожа иголка?

Дети: На булавку, на кнопку, на гвоздь, на лезвие ножа, на стержень от ручки.

Ведущий: То есть все эти предметы объединяются одним признаком: острые и металлические.

Дети: Еще на колючки у ежика и кактуса, на застежку у сережки, которая в ухо вставляется, она тоже острая.

Звуковая культура речи.

Ведущий: На что похож звук "Р"?

Дети: На шум мотора, пылесоса, на рычание льва, собаки.

Ведущий: Произнесите звук "Р". Назовите слова, в которых есть этот звук.

Переход к занятию.


1 апреля 2019 в 20:44

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.