Самсонова Елена Васильевна

Использование элементов ТРИЗ- технологии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.

 Использование элементов ТРИЗ- технологии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.

Подготовила воспитатель: Самсонова Е.В.

 

Анализ методических рекомендаций, которыми пользуются практические работники дошкольных учреждений, показал, что они не способствуют в полной мере развитию творческих способностей детей. Чувствуя настоятельную потребность времени, педагоги в поисках путей и способов творческого развития детей обращаются к различным сферам человеческого знания. Так были соединены ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) и практика обучения и воспитания дошкольников.

Инженерно-технических работников, изобретателей давно начал беспокоить консервативный подход к решению изобретательских задач: в наши дни, как и тысячу лет назад, проблемы решаются методом проб и ошибок. «Тысячу лет укоренялось и укреплялось представление, что иных методов и быть не может. Само понятие «творчество» в конце концов, слилось с технологией решения задач путем перебора вариантов, на ощупь. Неизменными атрибутами творчества привыкли считать озарение, интуицию, прирожденные способности, счастливый случай», - пишет автор ТРИЗ Генрих Саулович Альтшуллер. Не сразу он понял, что вышел на большую, исключительно важную для всего человечества цель – создание метода, позволяющего каждому научиться изобретать, решать творческие задачи в разных областях человеческой деятельности. И всю дальнейшую жизнь Г.С. Альтшуллер подчинил достижению этой цели.

ТРИЗ включает в себя разделы, где изучаются законы развития технических систем, предлагаются пути и способы развития творческого воображения, обосновывается жизненная стратегия творческой личности. ТРИЗ первоначально создавалась в помощь инженерам-изобретателям. А поскольку  творческий процесс настолько привыкли считать не поддающимся управлению, потребовалось несколько десятилетий, для того чтобы применять способы формирования талантливого системного мышления, предлагаемого ТРИЗ, в работе с дошкольниками.

В конце 80-х годов впервые попробовали проводить занятия с дошкольниками, используя элементы ТРИЗ, методы активизации творчества и увидели всплеск творческой, мыслительной активности детей. Применение элементов ТРИЗ в развитии дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, икать решение проблем. Девизом работы таких воспитателей стали слова из книги Г.С. Альтшуллера  и И.М. Верткина «Как стать еретиком»:

«Концепция стандартного образования – готовить детей к запоминанию материала. Хорошие педагоги готовят понимающих материал, умеющих им оперировать. И лишь отдельные педагоги могут (или хотя бы стараются) готовить детей к сотворению нового материала. Творческой личности нужны именно такие педагоги».

Современный педагог ставит своей целью воспитание ребенка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей. По мнению психологов, необходимыми компонентами творчества являются процессы мышления и воображения, поэтому развитие творческих способностей возможно только при одновременной  активизации этих процессов. Исходя из этого, в своей работе педагогу следует ориентироваться на следующие основные направления:

· развитие воображения;

· развитие мышления;

· формирование качеств творческой личности;

· формирование культуры общения, поведения, чувств.

Необходимо уточнить, какие конкретные педагогические задачи ставятся в процессе развития и формирования психических процессов и качеств личности дошкольников. В первую очередь, следует раскрыть задачи по развитию воображения, ведь именно оно помогает освободиться от инерции мышления. Важно формировать у детей умение представлять себе то, что не существует в действительности, преобразовывать представления памяти, обеспечивающие в конечном счете создание заведомо нового, отражать реальную действительность в новых непривычных сочетаниях и связях; учить детей смотреть на предметы с разных позиций, видеть новое в старом, знакомом, привычном.

Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент выявления у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. ТРИЗ призвана не заменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. На базе любой воспитательской программы можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ.

Кредо тризовцев: каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые задания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

Одним из любимых занятий детей в дошкольном возрасте является изобразительная деятельность, способствующая развитию воображения и творческих способностей. Один из путей развития воображения – использование нестандартных приемов рисования. Важно научить детей экспериментировать с различными материалами, обучить различной технике изображения с целью последующего применения в самостоятельной деятельности.

При организации работы по изодеятельности необходимо следовать следующему правилу – дети должны иметь возможность выбора:

· изобразительного материала (цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, темпера, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глину, камешки, ракушки, клей, различный бросовый материал);

· материала на котором будет нанесено изображение: бумага белая и цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, плоские и округлые камни, оргстекло, плитка ПХВ, фольга – все различной формы и размеров.

Весь материал должен находиться в доступном для ребенка месте.

Приемы нестандартного рисования:

1. Рисовать можно не только кистью, карандашом, а поролоном, ватой, тканью(плоской, или свернутой в трубочку). Хорошо использовать «пальцевую живопись»- краска наносится пальцами, ладошкой. В этом случае краска наливается в плоские розетки, и в плоские же баночки ставится вода. Правило – каждый палец набирает одну определенную краску. Вымытые в баночке пальцы тут же вытираются салфеткой. Для рисования ладошкой краска наливается в блюдца. Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки – в младших группах это украшения платьев, следы зверей и т. Д. В старших группах получаются прекрасные пейзажи, деревья – в смешении красок, накладывании их друг на друга.

2. Монотипия – краски наносятся на целлофан или кусочек бумаги, или кусочек стекла, уже потом этот кусочек прикладывается к той бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцами. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения. Разновидность – лист бумаги складывается пополам, и краска наносится только на одну сторону листа. Потом лист складывается, и изображение получается как бы зеркальное. Использовать можно как одну краску, так и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек. Когда краска высохнет, из листа в сложенном виде можно вырезать бабочку, цветок, платье.

3. Рисование свечой. Свечой наносится рисунок, получается «волшебный рисунок» - он есть и его не видно. Потом на лист наносится тушь или цветные чернила и рисунок проступает на цветном фоне.

4. Рисование по сырой бумаге – сначала лист смачивают, а потом кистью или пальцами наносится изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане. Прорисовка деталей проводится когда рисунок высохнет.

5. Рисование щетками. Можно использовать щетки различного размера: ими можно рисовать, или разбрызгивать краску.

6. Коллажи – сочетание аппликации и рисования, причем аппликация может быть самой различной – бумага, ткань, вата, нити, любой бросовый материал.

7. Объемная аппликация, постепенно переходящая в конструирование. Бумага, ткань наклеивается не полностью, а только частью или серединой в зависимости от замысла. Наклеивать можно и картонные коробочки, бумагу, сжатую в комок, кусочки фанеры, дерева. Хорошо такие коллажи делать на картоне или фанере.

8. «Кляксография» - капнуть кляксу на лист бумаги, определить, на что похоже и дорисовать недостающие детали.

9. «Точечный рисунок» - весь рисунок состоит из отдельных точек – наносится кончиком кисти, пальцами, точки могут быть разного размера.

10. Рисование на скомканной бумаге. Наносить рисунок на предварительно скомканную и сжатую бумагу. Потом лист расправляется и на него наносится рисунок.

11. Рисование по копировальной бумаге. На белый лист бумаги накладывается копировальная бумага: рисунок наносится поверх копировки пальцем, ногтем, палочкой. Потом копировальная бумага снимается, остается графический рисунок. Можно использовать копировальную бумагу разных цветов.

23 марта 2019 в 13:34

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.