Самсонова Елена Васильевна

Беседа "Наш родной язык"

 Беседа "Наш родной язык" 

Цели: познакомить детей с Днем родного языка; создать условия для обогащения духовного мира детей; формировать бережное отношение к родному языку, обычаям и культуре, а также к традициям других народов; способствовать развитию речи, мышления и памяти.

Задачи: разъяснить понятие родного языка; сформировать понятие родного языка; развивать любознательность и интерес к процессу познания; воспитывать любовь и уважение к Родине, своей стране и родному языку;

Форма организации: беседа.

Оборудование: глобус, географическая карта мира со странами, карта родного города, карточки с картинками (ПВФ Грамматика в картинках. Многозначные слова. Для игр и занятий с детьми 3-7 лет. ФГОС).

Ход занятия :

В: Ребята, сегодня у нас вами будет очень интересное занятие. Смотрите, что я с собой принесла. Кто знает, что это?

Д: Глобус!

В: А что такое глобус? Кто мне сможет объяснить?

Д: Это маленькая модель нашей планеты.

В: Наш глобус окрашен разными цветами. Это не просто так! Каждый цвет имеет свое значение. Голубым окрашивают моря, реки и океаны. Зеленым – леса и равнины. А коричневым и желтым – горы и пустыни. А что мы еще можем увидеть на глобусе?

Д: Города, страны.

 В: Верно. Давайте попробуем найти нашу страну на географической карте. И в какой стране же мы с вами живем?

Д: В России.

В: А на каком языке мы говорим в нашей стране?

Д: На русском.

В: В других странах тоже говорят на русском языке?

Д: Нет.

В: Давайте с вами подумаем на каком языке говорят на Украине (украинском), в Германии (немецком), в Англии (английском). Молодцы!

В: Для чего нам нужен язык?

Д: Что бы разговаривать, общаться, играть.

В: В мире существует около 4 тысяч разных языков. И сегодня, в Международный день родного языка, мы с вами поговорим о нашем родном языке. Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. Первый язык, который мы изучаем – родной. Мы говорим с его помощью, думаем, читаем и пишемПравильно говорить и писать на родном языке – это долг каждого человека перед свой страной. Поэтому всем необходимо знать и беречь свой язык. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,– ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Вот так писал о русском языке великий русский писатель И.С.Тургенев. 

В: Теперь, я загадаю вам загадки, а вы должны мне ответить, что же в них зашифровано. Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)

Я учу. Смотрю в тетрадку. У меня серьезный вид. «А», «Б», «В», и по порядку Повторяю... (алфавит)

Я писал письмо Сережке, О делах, друзьях немножко. Не писал я много слов, Ну а вышло пять листов. В конце пятого листочка Я закончил. Ставлю...(точку)

Дети называют ответы.

В: Молодцы, вы справились! Русский язык – это официальный язык нашего государства. Существует Федеральный закон, принятый в Гос. Думе, который называется: «О государственном языке Российской Федерации». Этот закон обеспечивает использование русского языка как государственного и направлен на защиту и развитие языковой культуры Российской Федерации. Все государственные документы, такие как постановления, приказы и все официальные документы, в России пишутся на русском языке. Россия – многонациональна страна. И именно русский язык стал в нашей стране языком межнационального общения.

Сейчас мы сыграем с вами в игру.

«Игра слов» Я называю слово, а вы должны назвать с противоположным значением. – Холодный – горячий. – Мокрый – сухой. – Тихий – громкий. – Тонкий – толстый….. В: Какие вы у меня молодцы. Все слова знаете. Видите, насколько богат, разнообразен и красив наш родной язык. Как много в нем слов, с помощью которых мы можем просто говорить, составлять рассказы, писать сказки.

«Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

- И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём Навеки!»

Так писала Анна Ахматова.

Игры «Многозначные слова». У меня есть вот такие карточки. На них изображены разные картинки, а вам нужно найти им пару и объяснить свой выбор. Например, «ручка» и к ней можно добавить ручку для письма, часть тела – кисть, дверную ручку. Кисть: рука, кисть рябины, для рисования. Кран: водяной, строительный. Иголка: для шитья, у ежа. Лист: для рисования, на дереве. Лук: со стрелами, овощ. Ключ: от дверей, гаечный, природный источник воды. Дворник: профессия, устройство на стекле машины. Идет: дождь, человек. Хвост: животных, поезда, кометы.

 Физкультминутка.

Потянулись, потянулись, потянулись. (Пальцы переплетены как при рукопожатии).

Стали дружно умываться. (Руки поднимаем вверх и потягиваемся).

Полотенцем вытираться. (Имитируя процесс вытирания, ладони потирают друг друга). Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем. (Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев).

Дружно делаем зарядку! (Каждый пальчик массируется).

 В: Теперь давайте узнаем, какие пословицы и поговорки есть о нашем языке. Вы знаете такие поговорки?

Д: Язык до Киева доведет. Язык мой – враг мой.

В: Хорошо.

Вот еще:

– Язык острее битвы.

– Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

– Дурное слово как смола: пристанет — не отлепишь.

– Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами!

– Жало остро, а язык — острей того.

– За словом в карман не полезет.

– У языка зубы да губы два замка.

– Когда голова думает, язык отдыхает.

– Мал язык, да всем телом владеет.

– Мудра голова — короткий язык.

– Не пройми врага копьем, пройми добрым русским языком.

– Никто за язык не тянет.

Повторяем вместе с детьми эти пословицы несколько раз.

В: Дома вы с родителями должны будите выучить одну из этих пословиц на ваш выбор. А на следующем занятии мы с вами их повторим, только без шпаргалок.

 Сегодня мы с вами говорили на занятии о родном языке. Международный день родного языка празднуют 21 февраля. Празднование проходит не только в нашей стране, но и во многих других странах мира, таких как Украина, Болгария, Белоруссия. Рефлексия. О чем мы сегодня с вами разговаривали? – О нашем родном языке. Какой язык в нашей стране самый главный? – Русский. А когда празднуют день родного языка? – Международный день родного языка празднуют 21 февраля. Нужно с уважением относиться ко всем языкам мира, не только к своему родному языку. Для этого нам необходимо обучаться грамоте, уметь правильно говорить и писать. В этом и выражается уважительное отношение к языку своей страны.

23 марта 2019 в 13:32

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.